Маслонасосы
Это разновидность насосного оборудования объемного типа. В свою очередь, по особенностям устройства маслонасосы делятся еще на ряд категорий: двухвинтовые, трехвинтовые, шестеренные и коловратные. Как и намекает название, предназначены они именно для работы с жидкой смазкой, т.е. для перекачивания веществ со смазывающей способностью. Причем рабочая среда может иметь разную вязкость, в некотором диапазоне.
Именно шестеренные агрегаты дополнительно классифицируются по назначению. Для общепромышленного использования есть категория НМШ, для гидросистем в машиностроительной отрасли – НШ, а также отдельные категории для вискозы и битума.
Фото насоса НМШ
К общепромышленным относятся серии НМШ, НМШГ, НМШФ и Ш. Такими насосами перекачивают дизтопливо, мазут, синтетические масла и ряд иных жидкостей со смазывающими свойствами. Привод у них электрический – трехфазный асинхронный двигатель, аналогично в общепромышленном исполнении.
Аббревиатура НМШ (или буква Ш) означает, что насос шестеренный и с опорами на лапах. НМШФ – фланцевый вариант, НМШГ – агрегат с т.н. рубашкой обогрева.
Фото насоса НМШГ
Особенности конструкции и условные обозначения
Особенности конструкции для разбирающихся в устройстве понятны уже по названиям. Например, раз насосы шестеренные, значит рабочий орган – шестерни. Когда эти детали вращаются, образуется разряжение со стороны всасывания и перепад давления затягивает рабочую среду в полости между зубьев. Далее прокачиваемая жидкость идет в сторону нагнетания и там направляется в нагнетательный патрубок.
Агрегаты типа НМШ монтируются на плите, на лапах либо опорной стойке; с приводом соединяются муфтой. Если такой насос устанавливается вместе с мотором на фонаре, то в индексе комплекта должна быть буква «Ф». Опоры скольжения у них внутренние и смазываются рабочей средой. Насосы изначально имеют встроенный перепускной клапан – предохранитель, на случай запредельного давления. Этот предел превышает напор в нормальном режиме эксплуатации оборудования максимум в полтора раза. По умолчанию имеется в виду именно такой уровень, иначе в таблицах сопроводительных документов указывается целевой параметр.
Шестерни прямозубые, весь агрегат относится к самовсасывающим – предельная вакуумметрическая высота всасывания 5 м, при вязкости рабочей жидкости примерно 0,75 кв.см/с.
Заводской индекс указывает ряд основных параметров агрегата. Так, аббревиатура (первая слева) – это тип насоса; первая цифра – подача в литрах на сотню оборотов; вторая – предельный напор, в кГс/кв.см; третья – подача в куб.м/час; через дробь приведено нормальное давление в рабочем режиме, в кГс/кв.см. После дроби обычно идет буква, обозначающая материал исполнения гидравлической части, если ее нет – по умолчанию чугун. И последняя цифра индекса – это модификация исполнения: какой именно электропривод стоит в данной комплектации. В самом конце индекса (справа) может быть обозначение «Рп» – это опциональная регулировка подачи, если не указано – регулировать нельзя.
Адаптация под назначение
Насосами серии Ш перекачивают нефть и нефтепродукты, в т.ч. дизтопливо и легкозастывающие вещества. Такие агрегаты востребованы для комплектации систем подачи топлива в котельных и не только. У моделей Ш 40 и Ш 80 шестерни косозубые, а подшипники шариковые. Материал исполнения проточной части напрямую определяет назначение агрегата – что именно им можно перекачивать. Выпускается три варианта: из чугуна, алюминия, бронзы. Все представители серии являются самовсасывающими при обязательном условии: в заполненном состоянии. Причем отдельно заполнять не надо – после монтажа агрегат заливает перекачиваемая среда.
Фото насоса Ш-40
Серия НШ имеет привод от вала отбора мощности. Это агрегаты для гидравлики в строительно-дорожных машинах и сельхозтехнике. По умолчанию вращаются вправо, но есть и модификация левого вращения – у таких насосов в индексе стоит буква «Л». Предельная температура рабочей среды – до +80°C. Проточная часть у всех представителей серии сделана из стали и сплавов на основе алюминия.